На базе Новороссийской таможни состоялось заседание постоянной комиссии по вопросам развития таможенного администрирования в морских пунктах пропуска, расположенных в регионе деятельности ЮТУ. В заседании приняли участие первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков, заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления Наталья Скворцова, начальник Южного таможенного управления Сергей Пашко, начальник службы организации таможенного контроля ЮТУ Олег Долгополов, руководство Крымской, Новороссийской, Севастопольской таможен и представители деловых кругов, деятельность которых непосредственно связана с морскими перевозками.
В ходе заседания была детально рассмотрена модель совершения таможенных операций в морском порту, предложенная Южным таможенным управлением по результатам взаимодействия с представителями деловых кругов, а также мониторинга совершения операций в морском порту Новороссийск. Предложения ЮТУ будут использованы Федеральной таможенной службой при создании единой модели, включающей технологию обработки грузов с участием государственных контролирующих органов, а также требования по обустройству и техническому оснащению постоянных зон таможенного контроля, расположенных в морских портах. Подробно проанализированы проблемные аспекты состояния инфраструктуры в морских пунктах пропуска, расположенных в регионе деятельности ЮТУ. Особое внимание было уделено проводимой Новороссийской таможней во взаимодействии с другими участниками транспортного процесса работе по сокращению сроков оформления товаров в морском порту Новороссийск.
Также участники совещания были проинформированы об организации работы ЮТУ в условиях проведения концентрации декларирования товаров в Новороссийском ЦЭД и включения в регион деятельности ЮТУ Крымской и Севастопольской таможен. Планом мероприятий по реформированию системы таможенных органов на период с 2018 года по 2020 год, утвержденным Минфином России, предусмотрено, что в регионе деятельности Южного таможенного управления будут функционировать два ЦЭД: Новороссийский в структуре существующей Новороссийской таможни и Южный в структуре создаваемой Южной электронной таможни. Новороссийский ЦЭД будет ориентирован на оформление товаров, перемещаемых морским транспортом, Южный – на оформление товаров, перемещаемых иными видами транспорта.
«Дорожной картой» определено, что ключевым показателем успешной реализации мероприятий по реформированию системы таможенных органов является увеличение к 2020 году доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭД, до 95 %. В целях выполнения ЮТУ задач по достижению установленных значений данного показателя управлением во взаимодействии с таможнями региона при поддержке ФТС России реализован комплекс мер по созданию центра электронного декларирования в Новороссийской таможне, укрупнению Ростовского ЦЭД Ростовской таможни, планируемого в качестве основы Южного ЦЭД, и концентрации декларирования в них.
На основании ходатайства ЮТУ ФТС России принято решение о включении в проводимый эксперимент по концентрации таможенного декларирования Ростовского ЦЭД Ростовской таможни с 8 июня 2018 года, Новороссийского ЦЭД Новороссийской таможни с 20 сентября 2018 года. Астраханский ЦЭД Астраханской таможни участвует в данном эксперименте с 1 июня 2016 года. По итогам 2018 года Астраханским, Новороссийским и Ростовским ЦЭД оформлено 43 % декларационного массива региона при установленном значении показателя 30 %, в 2019 году – 64 % при установленном значении 60 %.
Южным таможенным управлением во взаимодействии с ФТС России прорабатывается вопрос поэтапного расширения перечня участвующих в эксперименте таможенных постов фактического контроля, в регионе деятельности которых расположены морские порты. При этом значимым событием, которое учитывается при планировании данных мероприятий, является переподчинение ЮТУ с 1 июля 2019 года Крымской и Севастопольской таможен, в регионе деятельности которых функционирует значительное количество морских портов.
Представители деловых кругов в свою очередь рассказали о перспективах развития инфраструктуры морских терминалов, внесли конкретные предложения по совершенствованию взаимодействия с таможенными органами.
Заседания комиссии будут проводиться ежеквартально.