Компания Accenture представила результаты исследования технологического развития биофармацевтической индустрии. По мнению аналитиков, на отрасль влияет незаметная сила, которая разрушает существующие бизнес-модели. Эксперты называют ее «сжатый прорыв» (compressive disruption) и характеризуют как медленную последовательность инноваций, которые в сочетании с макроэкономическими факторами позволяют компаниям получать максимальную прибыль в течение десятилетия и более.
Процесс отличается от классического механизма прорывных инноваций (disruptive innovations), когда новые цифровые технологии быстро внедряются в бизнесе. Ранее «сжатый прорыв» становился главным фактором в развитии таких ресурсоемких отраслей, как автомобилестроение, коммунальное хозяйство и энергетика. Обычно, он реализуется там, где руководители полагают, что высокие барьеры для входа на рынок и традиционные бизнес-модели обеспечат стабильность в отрасли на длительную перспективу. Сегодня наблюдаются явные признаки того, что биофармацевтическая промышленность сталкивается с аналогичной ситуацией.
Так, прогноз роста общей стоимости отрасли сокращался три года подряд: с 42% в 2015 году до 28% в 2018 году, что указывает на снижение доверия инвесторов к будущим доходам в биофарме.
Вторым симптомом «сжатого прорыва» является постепенное сокращение времени, в течение которого лекарственные препараты нового поколения занимают лидирующие позиции на рынке. Так, средний срок лидерства новинок рынка снизился на 51% с 2000 года по 2017.
Наконец, третий признак — неспособность отрасли компенсировать упущенный доход из-за истечения сроков действия патентов на разработки. Сегодня на рынок выходит больше препаратов, чем когда-либо (к примеру, в США 2018 год был рекордным с 59 новыми формулами, одобренными FDA). Тем не менее, многие из этих лекарств являются высокоспециализированными и лечат небольшие группы пациентов. В результате они часто не генерируют пиковые доходы в стандартные сроки, что вынуждает отрасль ускорять обновление циклов разработки и производства.
Тем не менее, некоторые биофармацевтические компании нашли способ обеспечить себе исключительный рост на фоне данного тренда. Эти компании используют подход New Science, уникальную комбинацию лучших практик в науке и технологиях здравоохранения (например, сочетание геномики, биомаркеров, методов разработки передовых решений и т. д.) Такой подход помогает решать ранее игнорируемые рынком задачи и повышать качество медицинских услуг в целом.
Компании, ориентированные на New Science, создают новые производственно-сбытовые цепочки в биофарме исходя из глубокого понимания пациентов, которое стало возможным благодаря цифровым технологиям, обработке данных и геномике.
«New Science предполагает сочетание новых механизмов воздействия на причины болезни, новых способов лечения и новой научной платформы в качестве базиса. Этот подход позволяет работать с пациентами, потребности которых ранее не покрывались из-за недостаточного уровня развития технологий. Фармкомпании, которые адаптируют в своей работе элементы New Science, избегают разрушительного эффекта “сжатого прорыва” и создают для себя возможности для исключительного роста на рынке», — отмечает Валерия Перекопская, руководитель направления Life Sciences компании Accenture в России и Казахстане.
Среди примеров аналитики Accenture приводят новые виды клеточной терапии, такие как CAR-T (Kymriah, Yescarta), и лечебные генные терапии (Luxturna, Zolgensma), а также инструменты диагностики — Betaseron компании Bayer и цифровую платформу Omada Health для профилактики диабета.
New Science выходит за рамки отраслевых определений персонализированной или точной медицины. Подход включает в себя спектр методов лечения, разработанных с использованием высокоточных методик, таких как Luxturna, целевой генной терапии и «малых молекул», таких как Lyrica, а также ряд новых способов лечения избранных классов заболеваний центральной нервной системы.
Эксперты Accenture прогнозируют, что подход New Science обеспечит к 2022 году рост объема продаж рецептурных препаратов на 54% (по сравнению с уровнем 2017 года, когда подход только начал развиваться). Несмотря на то, что «Новая наука» широко распространена преимущественно в онкологии, ожидается, что она приведет к значительному росту во многих терапевтических областях, включая желудочно-кишечное и иммунологическое лечение.
Как и многие узкоспециализированные методы лечения, New Science в настоящее время может оказываться более дорогим: такие препараты стоят порой иногда в 3-5 больше, чем традиционные лекарства. Однако у подхода высокий потенциал роста. Уже сегодня лидеры направления New Science инвестируют в 6-7 раз больше в цифровые технологии, анализ данных и геномику по сравнению со своими коллегами.