23.08.2023 18:17
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 9261; сегодня: 3.

Цифровизация в АПК: почему Россия пока отстает

Цифровизация в АПК: почему Россия пока отстает

В стране не развито предоставление услуг в агросекторе, но при этом есть перспективные разработки и специалисты

Уровень цифровизации сельского хозяйства в России, особенно в растениеводстве, существенно отстает от европейского. Можно сказать, что в России из систем точного земледелия не используется почти ничего кроме отдельных «тепличных» решений, дронов и систем параллельного вождения техники. Работы с большими данными почти нет, в целом применяется около 30% тех решений, что уже используются в Европе. В том числе отставание есть и на производстве. Например, в европейских странах уже давно применяют томографы для проверки семян, тогда как в России аппараты МРТ есть даже не в каждой больнице. Цифровые технологии из Европы с некоторой задержкой приходят в Россию, но я надеюсь, что будет и обратный процесс: российские разработки и решения станут приходить на европейский рынок, потому что в стране очень высокий уровень подготовки IT-специалистов. 

В Европе преобладают небольшие хозяйства, их площадь может достигать максимум 2 тыс. га. В России же самые крупные агрохолдинги контролируют до 1 млн га, хотя есть и небольшие фермерские хозяйства. То есть масштабы и задачи разные, как и подходы к потреблению, и возможности. При этом и в России, и в Европе есть проблема с персоналом и необходимость бережно относиться к ресурсам. Крупные компании могут себе позволить и дроны, и спутниковую съемку полей, могут объединять разные составляющие системы точного земледелия, тогда как для небольших предприятий это дорого. И если в Европе маленькие хозяйства могут отдать все эти опции на аутсорс, заказав необходимые услуги, то в России сложно даже просто взять технику в аренду. В Европе всё берут в аренду или покупают с сопутствующим сервисом: если вы приобретаете удобрения, то фирма-поставщик предложит вам и их внесение. 

В России не развит сервис и предоставление услуг в сельском хозяйстве. Например, те же маркетплейсы, модель которых тоже пришла из-за рубежа. Их аудитория — преимущественно средний и малый агробизнес. Но АПК — очень консервативная отрасль как в России, так и в других странах, долгое время продажи здесь строились исключительно на личном общении. По мере того, как в отрасль будет приходить молодое поколение, для которого общение в цифровой сфере и онлайн-покупки — это абсолютно нормально, станут развиваться продажи запчастей, средств защиты растений и прочего на маркетплейсах. 

В наименее экономически развитых странах Европы действуют программы поддержки маркетплейсов как одной из форм бережливого производства. Например, традиционная продажа удобрений предполагает, что сначала они окажутся у большой торговой компании, затем будут доставлены в районную, затем в сельскую, которая и продаст их фермеру. То есть это три звена поставки, и на каждом из этапов увеличивается цена. В Европе есть тенденция ухода от лишних посредников: либо производитель продает сам напрямую и при этом предлагает сервис внесения удобрений, или реализует свой товар через маркетплейсы. При этом последние также предлагают сопутствующие сервисы: типовой договор, доставку, страховку. И все это оформляется буквально по одному клику. 

В России есть как продвинутые площадки, где представлены актуальные данные и есть возможность выбора дополнительных опций, так и маркетплейсы, больше похожие на доски объявлений — со статичной информацией, где крайне сложно найти актуальные предложения. Дело в том, что нередко в этот сегмент бизнеса приходят так называемые «туристы» с деньгами: компании, внезапно решившие создать такого рода проект, не зная, как он должен работать. Те же сервисы, которые пришли изнутри отрасли, которые понимают, что нужно рынку, — будут конкурентоспособными и продолжат развиваться. 

За последний год с российского рынка ушли некоторые крупные зарубежные игроки, поставлявшие софт и цифровые решения, но свято место пусто не бывает. Из-за того, что некоторые иностранные фирмы занимали монопольные позиции, заходили с большими рекламными бюджетами, у местных компаний почти не было шансов пробиться на этом рынке, хотя их продукты могли быть ничуть не хуже. У меня было семеноводческое хозяйство в Рязанской области, для обмера полей я использовал российскую программу, которая обошлась вдвое дешевле, чем аналогичная от известного западного разработчика. Мне оперативно дали нужный мне продукт, предоставили сервис, я получил нужный результат и при этом сэкономил. Это пример успешного импортозамещения в цифровизации, причем без Китая. Единственное, что меня удивляет как бизнесмена — почему такие компании, сделав хороший продукт, не раскручивают его, не идут дальше и не стараются продвигать свои решения за рубежом.

Среди причин может быть отсутствие активной поддержки со стороны банковского сектора. Западные компании, работавшие в России, могли получать кредиты под 1-2% сроком на 15 лет. Кто даст такие же условия российским игрокам? А это значит, что они будут развиваться и продвигаться гораздо медленнее, чем могли бы. Не нужно раздавать компаниям деньги, нужно создать условия для развития инновационного бизнеса, и одного Сколково тут недостаточно. 

Кроме того, всем прекрасно известно, как сложно идет трансфер технологий от научных институтов к их практическому внедрению. Ощущение, что институты и ученые живут своей жизнью, что-то делают, что-то получается, но внедрение этих изобретений — очень узкое место. Например, в США если профессор в любом вузе видит, что его студенты разрабатывают что-то интересное, он сам будет готов инвестировать в это. Пусть это будут всего $200, но это драйв и дополнительная мотивация для студентов. Все крупные компании в США вышли буквально из гаража. Однако я с оптимизмом смотрю в будущее: невозможно вечно быть в той парадигме, что ученые с их разработками — с одной стороны, а их практическое внедрение — с другой, так что в этом плане в России будут изменения. 

Что касается конкретных цифровых решений, которые будут все более востребованными в агросекторе, то, думаю, это объединение различных элементов системы точного земледелия, начиная от планирования до поставки готовой продукции. Сельское хозяйство сталкивается с огромным количеством риск-факторов, и чтобы их минимизировать, необходимо четкое планирование. Единичные решения будут объединяться в единую цифровую цепочку. При этом для того, чтобы такие решения стали доступны не только крупным участникам агрорынка, нужно достичь какой-то критической массы предложения для снижения цены. Первыми по уровню внедрения инноваций, конечно, будут агрохолдинги. Средние и малые хозяйства, возможно, будут использовать какие-то упрощенные варианты. Причем если параллельно будет развиваться сервис и предоставление различных цифровых услуг для АПК — они станут доступными для всех. Пока в России развита разве что аутсорсная уборка урожая сторонними компаниями, но я позитивно оцениваю перспективы внедрения и новых сервисов. 

Автор:  Пеер Ефтимов, управляющий партнер проекта «Агрисейл», независимый эксперт отрасли.


Ньюсмейкер: Онлайн-сервис AgriSale.Ru — 16 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...